Бывший министр энергетики Юрис Озолиньш (работал в этой должности в 1994-95 гг.) заявил «Латвийскому Радио-4», что прибывшее в понедельник, 27 октября, в Клайпеду судно-хранилище сжиженного природного газа Independence («Независимость»), позволит литовцам снизить зависимость от «Газпрома» и тот уже не сможет диктовать свои условия. По мнению эксперта, несмотря на символичное название судна, полную независимость Литве от «Газпрома» оно не обеспечит, однако создаст конкурентные условия для российского поставщика. «Как потребители мы заинтересованы не в замещении „Газпрома“, а в его конкуренции с глобальными рынками. Название Independence носит символический характер, цель проекта — создать рыночные условия. Вполне возможно, что результате конкуренции Литва будет не только обеспечивать себя, но и поставлять газ в Латвию», — считает Озолиньш. Как известно, владельцем судна-терминала является норвежская компания Hoegh LNG, Литва же выступает его арендатором. Ряд российских экспертов уже подвергли критике проект, указывая на его дороговизну и слабую обоснованность с экономической точки зрения. По мнению Озолиньша, подобные рассуждения глубоко ошибочны. «Цена в договоре, заключенном между литовской компанией Litgrid и поставщиком Statoil отвечает цене на газ в Великобритании. В середине года она была в два с половиной раза ниже стоимости, по который Латвия покупает газ у России, а сейчас эта цена еще ниже. Она может пойти вверх или вниз, литовцы же смогут покупать газ по цене последних четырех месяцев. Искать экономическую необоснованность здесь не нужно, поскольку данный проект не стоил литовскому государства ни цента. Это абсолютно коммерческий проект „Клайпедской нефти“, хотя там есть и доля государства. Судно арендуется пока на десять лет, в год на его аренду будет уходить всего-навсего 50 миллионов евро, что не является большой суммой, учитывая обороты терминала. Здесь ничем не рискует ни государство, ни потребители», — считает эксперт. Специалист добавил, что этот терминал станет первым таким терминалом на побережье Балтийского моря. «Появился абсолютно новый терминал сжиженного газа, то есть обычного газа, охлажденного до минус 160 градусов. Это позволяет сократить его емкость в 600 раз и делает газ транспортабельным. Всего в мире 365 подобных кораблей из 38 стран, и впервые такое судно появилось в Клайпеде», — рассказал экс-министр. Отметим, что проект обошелся Литве более чем в 1 млрд долларов. «Чтобы такой же проект был реализован в Латвии, кто-то должен выступить с подобной инициативой. Литовский СПГ-терминал — это лучший пример совместной работы в Прибалтике частных и общественных фондов над одним проектом», — заключил Озолиньш. Как сообщало ИА REGNUM, торжественная встреча судна состоялась в понедельник в литовском порту с участием руководства государства. Президент Даля Грибаускайте назвала обретение этого СПГ-терминала «достижением государства» и выразила уверенность, что отныне Литва стала «энергетически безопасным независимым государством». По прогнозам литовских экспертов, эксплуатация терминала начнется уже в декабре этого года.
|