Если кто-то не выказывает должного послушания, то он должен уйти: под растущим финансовым давлением глава Белоруссии тасует свою элиту
В Белоруссии есть два столпа, на которые традиционно опирается диктаторский режим Александра Лукашенко: низкие цены на российские нефть и газ и система плотного контроля, осуществляемая государственными органами безопасности под надзором КГБ. Однако, подняв в начале года цены на нефть и газ, российский президент Владимир Путин породил финансовые проблемы, которые превратили Лукашенко в - пока что неудачливого - просителя денег у России, Китая, Ирана, Венесуэлы и австрийского банка Raiffeisen International.
Чем сильнее качается финансовый столп, тем более педантичными становятся проверки на безусловное послушание, устраиваемые Лукашенко белорусской элите. Не случайно 23 июля, на пике долгового кризиса в отношениях с Россией, он уволил главу нефтегазового гиганта "Белнефтехим", газотранспортного концерна "Белтрансгаз" и Белорусской нефтяной компании (БНК). Всего неделей раньше со своими креслами пришлось расстаться главе КГБ и его заместителю. Теперь там восседает Юрий Жадобин, которого поддерживает сын Лукашенко Виктор.
Сын президента и его команда, в которую входит также министр внутренних дел Владимир Наумов, персона нон грата в ЕС, похоже, оттирают на данный момент самую влиятельную в стране группировку, сплотившуюся вокруг Виктора Шеймана, главы Совета безопасности и самого близкого соратника Лукашенко. "Эти группировки ведут борьбу за власть", - сказал нашему корреспонденту Кирилл Коктыш, эксперт по Белоруссии из МГИМО, московской кузницы дипломатических кадров. Москва пока не делает ставку ни на одну из этих группировок, но "вопрос о белорусском режиме" ей хотелось бы решить еще до президентских выборов в России, которые состоятся в марте 2008 года.
Лукашенко, как считают эксперты, прочит себе в преемники собственного сына. Его сын Виктор стал в начале года национальным советником по безопасности в Совете безопасности. Кроме того, недавно он основал новую партию - "Беларусь". В 2011 году, когда истечет третий президентский срок Лукашенко, Виктор достигнет 35-летнего возраста, необходимого для руководства страной.
|