"Газотранспортный консорциум на двоих - РФ и Украина - похоже, вопрос решенный - Европа не захотела предпринимать никаких шагов, чтобы помочь своим компаниям (а желающие были) войти в этот альянс", - пишет сегодня, 18 марта, украинская газета "Сегодня".
"Так что, несмотря на недавнее заявление президента о том, что мы ждем участия компании из ЕС в этом совместном предприятии, оно будет создано на паритетных началах лишь двумя компаниями - "Нефтегазом" и "Газпромом" - уже в ближайшие три месяца", - сообщил изданию источник в окружении президента. По сути, как говорится в материале, выбора между СП на двоих или на троих у Украины в последние годы не было. Это в 2003-2004 годах, когда тема консорциума всплыла в первый раз, Кремль соглашался на тройственное соглашение. В последние два года его позиция неизменна: или договор двоих, или никакого СП. По словам источника, администрация президента Украины в течение длительного времени склонялась к отказу от консорциума на двоих, рассчитывая заблокировать строительство альтернативного газопровода - "Южного потока". С этой целью Украина подписала Европейскую энергетическую хартию, члены которой обязаны не подписывать соглашения, идущие во вред другим ее членам. Однако крест на этом плане был поставлен 15 ноября 2012 года - в этот день Болгария согласилась на проход "Южного потока" по ее территории, и Евросоюз смолчал. С этого момента превращение украинской ГТС в металлолом стало лишь вопросом времени: если до введения "Северного потока" украинская труба ежегодно прокачивала в Европу 110 млрд кубов газа, то сейчас по ней идут 80 млрд, а с введением "Южного потока" (он должен быть запущен в 2015 году) останется не больше 60 млрд кубов, плата за транзит которых едва сможет покрыть себестоимость обслуживания ГТС. "И это еще не все проблемы: обесценивание ГТС делает более дорогими все кредиты для Украины, в том числе и уже взятые", - добавляет источник.
В изменившейся ситуации Киев решил согласиться на предложение Москвы, но на своих условиях: сохранение трубы в собственности Украины, гарантия объемов прокачки - не менее 65 млрд кубов, пересмотр газового договора 2009 года. Сейчас Кремль еще готов пойти на это: "Южный поток" - пока только проект, на который надо выложить $23 млрд (не считая отвода трубы в России), и вложение в украинскую ГТС стоит намного дешевле. Однако у Москвы свои условия. Она выдвигает два встречных: труба передается в аренду консорциуму не менее чем на 20 лет, а Украина законодательно закрепляет невозможность разрыва договоренности. Потому главная задержка - за парламентом, который должен принять законы. По словам источника, условия соглашения не полностью соответствуют энергетической хартии: "Но Европа, скорее всего, снова закроет глаза, так как консорциум устраняет возможность газовых войн". Для простых же украинцев наиболее существенной является часть договоренности, касающаяся пересмотр контракта Тимошенко-Путина, и прежде всего - снижение цены газа. В завершение издание отмечает, что можно назвать и цену газа, которую получит Украина после подписания - $260 за тысячу кубов (сейчас - $420), однако пока неизвестно, как будет получена эта цифра - то ли под нее подгонят базовую цифру формулы, то ли она сразу будет записана в контракт. Подчеркивается, что снижение цены наконец позволит сделать безубыточным "Нефтегаз", не повышая цену горячей воды и отопления для населения. а это открывает дорогу для договоренностей с МВФ.
Как сообщалось, президент Украины Виктор Янукович на совместной пресс-конференции с президентом Латвии 14 марта в Киеве заявил, что модернизация украинской газотранспортной системы должна проходить с участием Европы. Он выразил уверенность, что пути решения этого вопроса будут найдены в ближайшее время. "Европа должна быть уверена в том, что мы будем транспортировать необходимые объемы газа в Европу и обеспечим стабильность работы этой газотранспортной системы. В этой работе мы, безусловно, в ближайшее время найдем ответ, каким образом мы будем решать вопрос модернизации украинской ГТС", - подчеркнул Янукович.
|