Турецкий премьер Тайип Эрдоган и президент Азербайджана Ильхам Алиев поставили подписи под документом, который дает старт рассчитанному на шесть лет проекту строительства газопровода TANAP для прокачки 16 млрд кубометров газа в год из азербайджанского месторождения Шах-Дениз. Запасы Шах-Дениза оцениваются в 1,2 трлн кубометров, а начало полномасштабной добычи запланировано на конец 2017 года.
В декабре прошлого года Азербайджан и Турция подписали меморандум о взаимопонимании по созданию консорциума, который будет строить газопровод для поставки газа с месторождения Шах-Дениз в Европу через территорию Турции. В настоящее время 20-процентная доля в TANAP принадлежит турецкой BOTAS, азербайджанской ГНКАР принадлежат 80%. Около 6 млрд кубометров газа будут покрывать нужды Турции, остальные 10 млрд – транспортироваться в Европу. По словам премьер-министра Турции, проект TANAP (Trans-Anatolian Natural Gas Pipeline Project, «Трансанатолийский газопровод») является ключевым для Европы в ее политике диверсификации энергопоставок.
TANAP составит серьезную конкуренцию проекту Nabucco, по которому планировалось поставлять в Европу газ в обход России. Сейчас обновленный проект Nabucco West рассчитывает стать продолжением Трансанатолийского газопровода. Еще одной частью газовой магистрали может стать и планирующийся Транскаспийский газопровод для поставок туркменского газа.
Отметим, что в материалах встречи в понедельник в Люксембурге глав МИД 27 стран ЕС сказано, что Евросоюз рассчитывает заключить с Азербайджаном и Туркменией соглашение по правовой базе Транскаспийского газопровода. «ЕС намерен заключить с Азербайджаном и Туркменией соглашение по правовой базе проекта Транскаспийского газопровода, которое внесет значительный вклад в открытие европейского южного газового коридора (по которому планируется доставлять природный газ из каспийского региона в Европу)», – говорится в пресс-релизе по итогам обсуждения.
Транскаспийский газопровод, который должен соединить Туркмению и Азербайджан, является одним из самых слабых звеньев проекта транспортировки прикаспийского газа в Европу из-за нерешенности вопроса о правовом статусе Каспийского моря. Россия и Иран считают, что вопросы прокладки трубопроводов по дну Каспийского моря должны решаться при согласии всех прикаспийских стран. Азербайджан, Казахстан и Туркмения исходят из того, что этот вопрос может решаться двумя договаривающимися сторонами, а не всеми пятью прибрежными государствами.
«Мне кажется, что начало строительства TANAP свидетельствует о постепенном отходе от идеи создания Nabucco, – считает инвестиционный стратег УК "БИН Финам групп" Георгий Воронков. – Ведь за прокладку нового трубопровода берутся компании всего двух стран, в то время как за Nabucco ратуют сразу шесть государств, у которых дальше дискуссий дело не двинулось. Кроме того, TANAP будет наполняться газом в Азербайджане, географически пройдет по пути Nabucco и, как и последний, создаст путь диверсификации "голубого топлива" в ЕС. Таким образом, он вполне заменяет собой идею Nabucco».
По мнению аналитика, поскольку пропускная мощность TANAP почти вдвое ниже Nabucco (16 млрд кубометров против планируемых 31 млрд кубометров), это означает, что у российского «Южного потока» появляется де-факто значительно менее слабый конкурент, чем ожидалось. «Таким образом, российская внешняя политика, направленная на усиление амбиций Анкары, дала эффект "меньшего из двух зол"», – полагает он.
Планы по реализации трубопровода TANAP вполне реальны, уверен начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «Те же США очень заинтересованы в строительстве. Уже сейчас есть планы по возможному соединению двух потоков – TANAP и Nabucco. Естественно, что конкурентный фактор по отношению к "Южному потоку" очень высок. В плане той же цены реализации газа конечным потребителям "Газпром" будет не одинок», – говорит он.
Прокладывая маршрут «Южного потока» через территориальные воды Турции, Россия тем самым страхуется от возможных рисков, если он будет проходить через территориальные воды Украины, напоминает аналитик. «В данном случае, скорее всего, меньше рисков при турецком варианте. Хотя и здесь могут в дальнейшем возникать определенного рода трудности, – полагает он. – У Туркменистана есть интересы по поставкам газа в восточном направлении. Можно также принять во внимание предположения Украины относительно своего участия в проекте TANAP. В этом случае она могла бы закупать газ у Туркменистана, ослабляя свою зависимость от "Газпрома". В то же время необходимо учесть проектные мощности самого трубопровода. Пока что он рассчитан на собственные поставки. Однако вероятность расширения уже обсуждается в руководстве Азербайджана (министерство промышленности и энергетики)».
Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг согласен с тем, что вероятность завершения TANAP достаточно велика. «Компания ВР уже дала свое согласие принять участие в TANAP, также ожидается, что к проекту присоединятся и другие участники консорциума Шах-Дениз, такие как норвежская Statoil и французская Total, – отмечает он. – В долгосрочной перспективе пропускная способность трубопровода может быть увеличена и до 60 млрд кубометров в год, что позволит экспортировать по нему и центральноазиатский газ. Заметим, что планируемая мощность "Южного потока" – 63 млрд кубометров газа в год. Таким образом, TANAP сможет стать достойным конкурентом "Южному потоку". Кроме того, в дальнейшем TANAP сможет присоединиться к любому проекту по экспорту газа, который будет выбран в европейском направлении».
На взгляд управляющего активами УК «Финам менеджмент» Романа Беседовского, вероятность реализации проекта TANAP существенно выше, чем у Nabucco. «В отличие от Nabucco, в проекте TANAP всего два участника, и оба заинтересованы в скорейшем начале строительства газопровода: Турция стремится диверсифицировать структуру импорта газа и снизить зависимость от России, а Азербайджан стремится обеспечить надежный канал сбыта для больших объемов собственного природного газа (добыча которого в ближайшее десятилетие существенно возрастет), – рассуждает он. – Толчком для подписания соглашения о строительстве TANAP для Турции и Азербайджана стало затягивание процесса принятия решения по проекту Nabucco со стороны ЕС, обусловленное как экономическими проблемами ряда европейских стран, так и удорожанием самого проекта».
По мнению аналитика, конкурентом «Южному потоку» TANAP в перспективе, конечно же, может стать, особенно если он будет объединен с проектом Nabucco West. «Однако первую ветку TANAP планируют запустить только в 2018 году, тогда как "Южный поток" обещают построить раньше изначально заявленных сроков, в 2014 году, – напоминает он. – Несмотря на более высокую по сравнению с TANAP стоимость (~1,5 раза), "Южный поток" выглядит более конкурентным по проектной мощности – она составляет 63 млрд кубометров газа ежегодно, в то время как Трансанатолийский газопровод на своем пике сможет пропускать лишь 24 млрд кубометров».
Эксперта ИФК «Солид» Никиту Рязанова смущает повышенный интерес к проектам, которые по сути своей являются альтернативой Nabucco. «Складывается впечатление, что еще недавно уверенные в успехе проекта участники окончательно похоронили последние надежды. На неделе Грузия вспомнила об AGRI, теперь и Азербайджан по-новому взглянул на TANAP, – отмечает он. – На самом деле перспективы у всех трех проектов пока что весьма туманные. Все они находятся на стадии, когда главными результатами являются не объемы прокачанного газа, а заключенные межправительственные соглашения. Как показывает пример Nabucco, соглашения не всегда свидетельствуют о наличии движения. С другой стороны, потребность в таких трубопроводах есть, и она велика».
Что касается конкуренции «Южному потоку» (тоже, по мнению аналитика, многострадальному), то здесь, по его словам, мы фактически делим шкуру неубитого медведя. «South Stream тоже пока что остается лишь линией на карте и не больше. Если же строить предположения из разряда "а что было бы, если…", то мы увидим, что о конкуренции можно говорить лишь с большой натяжкой, – говорит Никита Рязанов. – TANAP мощностью в 16 млрд кубометров в год, по сути, призван обеспечить транспортировку газа всего одного месторождения Шах-Дениз. Из пресловутых 16 млрд 6 млрд будет забирать Турция. Итого в Европу будет поставляться порядка 10 млрд. В то же время проектная пропускная способность (если ничего не изменилось) "Южного потока" запланирована на уровне 63 млрд кубометров в год. Конкуренты? Вряд ли: статус спасительной трубы, способной обеспечить газовую безопасность Старого Света, а заодно и показать, что есть еще в мире поставщики, кроме России, создается вокруг TANAP лишь потому, что единственный проект, реально на это способный (Nabucco), по всей вероятности, так и останется нереализованным»
Для Турции роль своеобразного моста между поставщиками на севере и востоке и потребителями на западе не в новинку, напоминает аналитик. «Количество сооруженных и запланированных нефте- и газопроводов, которые проходят или могут пройти по ее территории, вполне позволяет говорить о Турции как о ключевом транспортировочном узле. А все благодаря чрезвычайно выгодному географическому положению. При прокладке очередной трубы без этой удачливой страны не обойтись – этот факт, похоже, неоспорим. Наглядное тому подтверждение – получение разрешения на строительство "Южного потока", который пройдет по дну исключительной экономической зоны Турции, – говорит он. – Если с обстоятельствами бороться бесполезно, то их лучше принять как данность. Пока что проект TANAP разрабатывается как трехсторонний, в интересах Турции и Азербайджана и при поддержке Европы. С другой стороны, он далек от окончательной реализации, и сейчас возможны любые варианты развития событий. Nabucco появился как альтернативный проект, TANAP как альтернатива альтернативному… Что мешает появлению новых альтернативно-альтернативных альтернатив?»
|